Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру - 21. Философская система и диалектика Гегеля.

21. Философская система и диалектика Гегеля.

1. Рождение диалектического метода

Великий немецкий философ-диалектик Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте, в семье секретаря казначейства. Окончив теологический факультет местной академии с отличными оценками за знания и плохими за поведение, он раздумал становиться священником. Довольно долгое время он служит домашним учителем, затем перебирается в Иену, культурный центр тогдашней Германии, где защищает докторскую диссертацию на тему «Об орбитах планет». В первом же тезисе этой диссертации Гегель со всей возможной прямотой формулирует суть диалектического метода мышления:

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения».

Гегель имел в виду, что повсюду в мире разум встречается в противоположностями, которые в своем взаимном противодействии образуют единое целое и немыслимы одна без другой.

2. Феноменология духа

В 1807 году выходит книга Гегеля «Феноменология духа», которую позже сравнивали с гётевским «Фаустом», несмотря на всю разницу в стилях. Там мысль Фауста в сомненьях и ошибках нащупывает дорогу к пониманию смысла жизни; здесь – Мировой Дух, шаг за шагом преодолевая бесчисленные противоречия, продвигается к истине вещей. Сам автор на склоне лет назвал свою первую книгу – «путешествием за открытиями».

Гегель представил здесь всемирную историю культуры как процесс познания Духом самого себя.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру
2. Философское мировоззрение, его структура. Основной вопрос философии.
3. Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры.
4. Философия и наука: родство и различие функций.
5. Природа философских проблем.
6. Философия Древней Индии.
7. Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).
8. Милетская философская школа.
9. Элейская философская школа.
10. Сократ и его учение.
11. Платон и его философское учение.
12. Философские взгляды Аристотеля.
13. Средневековая философия (общая характеристика).
14. Философия эпохи Возрождения.
15. Научная революция и философия XVII-XVIII веков. Эмпиризм и рационализм.
16. Ф. Бэкон и его философское учение.
17. Философское учение Р. Декарта.
18. Философские взгляды Б. Спинозы.
19. Философские взгляды Д. Локка.
20. Философия Канта, её характерные черты.
21. Философская система и диалектика Гегеля.
22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
23. Философия позитивизма и его исторические формы.
24. Основные направления зарубежной философии XX века.
25. Философия экзистенциализма.
26. Учение З. Фрейда.
27. Категория «бытие», её философский смысл.
28. Философское понимание материи.
29. Движение и развитие. Многообразие форм движения материи.
30. Пространство и время как всеобщие формы бытия.
31. Теория познания. Субъект и объект познания.
32. Социальное познание и его особенности.
33. Творчество и познание.
34. Проблема познаваемости в истории философии.
35. Философская категория «истина». Критерий истины.
36. Рациональное познание и его формы.
37. Чувственное познание и его формы.
38. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания.
39. Научное познание и его специфические признаки.
40. Формы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
41. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
42. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
43. Понятие общественных отношений, их генезис, сущность и структура.
44. Структура общественного сознания.
45. Идеология и общественная психология.
46. Проблема сознания в философии. Обыденное и теоретическое сознание.
47. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие.
48. Эстетическое сознание.
49. Политическое и правовое сознание.
50. Нравственное сознание.
51. Религиозное сознание.
52. Проблема человека в философии. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
53. Личность как продукт и субъект общественно-исторического развития.
54. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.
55. Природное и социальное в человеке.
56. Личность и общество, характер сочетания их интересов.
57. Взаимосвязь природы и общества.
58. Культура как мера развития человека.
59. Технологические и социальные причины современного экологического кризиса и пути выхода из него. Проблема ноосферы.
60. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения.
Все страницы