Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру - 38. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания.

38. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания.

Присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и неживой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д.

Отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. В биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия.

Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением.

Во-первых, отражение наряду с чувственно-образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески конструкторская функция сознания.

Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает социально детерминированный характер. Это находит свое выражение в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру
2. Философское мировоззрение, его структура. Основной вопрос философии.
3. Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры.
4. Философия и наука: родство и различие функций.
5. Природа философских проблем.
6. Философия Древней Индии.
7. Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).
8. Милетская философская школа.
9. Элейская философская школа.
10. Сократ и его учение.
11. Платон и его философское учение.
12. Философские взгляды Аристотеля.
13. Средневековая философия (общая характеристика).
14. Философия эпохи Возрождения.
15. Научная революция и философия XVII-XVIII веков. Эмпиризм и рационализм.
16. Ф. Бэкон и его философское учение.
17. Философское учение Р. Декарта.
18. Философские взгляды Б. Спинозы.
19. Философские взгляды Д. Локка.
20. Философия Канта, её характерные черты.
21. Философская система и диалектика Гегеля.
22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
23. Философия позитивизма и его исторические формы.
24. Основные направления зарубежной философии XX века.
25. Философия экзистенциализма.
26. Учение З. Фрейда.
27. Категория «бытие», её философский смысл.
28. Философское понимание материи.
29. Движение и развитие. Многообразие форм движения материи.
30. Пространство и время как всеобщие формы бытия.
31. Теория познания. Субъект и объект познания.
32. Социальное познание и его особенности.
33. Творчество и познание.
34. Проблема познаваемости в истории философии.
35. Философская категория «истина». Критерий истины.
36. Рациональное познание и его формы.
37. Чувственное познание и его формы.
38. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания.
39. Научное познание и его специфические признаки.
40. Формы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
41. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
42. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
43. Понятие общественных отношений, их генезис, сущность и структура.
44. Структура общественного сознания.
45. Идеология и общественная психология.
46. Проблема сознания в философии. Обыденное и теоретическое сознание.
47. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие.
48. Эстетическое сознание.
49. Политическое и правовое сознание.
50. Нравственное сознание.
51. Религиозное сознание.
52. Проблема человека в философии. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
53. Личность как продукт и субъект общественно-исторического развития.
54. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.
55. Природное и социальное в человеке.
56. Личность и общество, характер сочетания их интересов.
57. Взаимосвязь природы и общества.
58. Культура как мера развития человека.
59. Технологические и социальные причины современного экологического кризиса и пути выхода из него. Проблема ноосферы.
60. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения.
Все страницы