Шпаргалка по педагогике (для педагогов) - 10. Условия развития личности

10. Условия развития личности

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому направлению относительно самостоятельны, не зависят прямо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому направлению, в которых отображаются причинно-следственные связи между условиями и результатами (новообразованиями).

Развитие личности происходит под действием многих факторов:

– наследственности;

– среды (социальной, биогенной, абиогенной);

– воспитания;

– собственной практической деятельности человека.

В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка.

Условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий.

Условия развития делятся на необходимые и достаточные.

Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности учащихся. Они обусловливают развивающее обучение и воспитание.

Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.

Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся.

Биологическое развитие и состояние организма оказывает существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминирует организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются состояние центральной нервной системы и наследственность.

Биологическая наследственность обусловлена генами, определяет строение и размер тела, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества.

Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки и др.

Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка, среди которых различают природные психические функции и культурные психические функции, возникающие в результате абстрактной знаковой деятельности (в том числе речи) и подразделяются на простейшие и высшие.

Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т. п.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
3. Структура педагогики и ее связь с другими науками
4. Основные категории педагогики
5. Понятие методологии в педагогической науке
6. Методологическая культура педагога
7. Методы педагогических исследований
8. Понятие цели воспитания
9. Закономерности воспитания
10. Условия развития личности
11. Взаимосвязь развития и воспитания
12. Влияние среды на развитие личности
13. Педагогический процесс как система
14. Закономерности и этапы педагогического процесса
15. Педагогические цели
16. Педагогические технологии
17. Сущность и направленность педагогических инноваций
18. Инновационные учебные заведения
19. Педагогические системы
20. Оптимизация педагогической системы
21. Функции педагога
22. Требования к учителю
23. Профессиональный потенциал педагога
24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
25. Педагогическая квалиметрия и аттестация учителей
26. Общее понятие о дидактике
27. Основные категории дидактики
28. Основные дидактические концепции
29. Сущность процесса обучения
30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
31. Характеристика принципов обучения
32. Закономерности обучения, их классификация
33. Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса
34. Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
35. Понятие содержания образования и принципы его формирования
36. Теории организации содержания образования
37. Государственный стандарт
38. Учебные планы
39. Характеристика учебных программ
40. Учебники и учебные пособия
41. Понятие и сущность метода и приема обучения
42. Классификация методов обучения
43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
44. Словесные методы обучения
45. Наглядные и практические методы обучения
46. Выбор методов обучения
47. Понятие о средствах обучения, их классификация
48. Оборудование учебного кабинета
49. Технические средства обучения
50. Развивающее обучение
51. Проблемное обучение
52. Программированное и компьютерное обучение
53. Модульное обучение
54. Формы организации обучения и их развитие в дидактике
55. Классно-урочная система обучения
56. Требования, предъявляемые к современному уроку
57. Типология и структура уроков
58. Подготовка урока
59. Вспомогательные формы обучения
60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия
62. Методы и формы контроля
63. Тестирование достижений и развития
64. Оценка знаний учащихся
65. Неуспеваемость учащихся
66. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
67. Принципы воспитания
68. Гуманистическая педагогика
69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия
70. Средства воспитательного процесса
71. Формы воспитания
72. Направления воспитательной работы
73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие
74. Межличностные отношения в коллективе
75. Структура и этапы формирования учебного коллектива
76. Современные зарубежные педагогические концепции
77. Цели воспитания в зарубежной педагогике
78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
79. Правовые основы семейного воспитания
80. Семейное воспитание: принципы и содержание
81. Типы неправильного воспитания
82. Воспитательный потенциал семьи
83. Нарушения поведения ребенка в семье
84. Формы зависимого поведения ребенка
85. Показатели родительского поведения
86. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями
87. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
88. Система общего образования в России
89. Вопросы теории управления школой
90. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Все страницы