Шпаргалка по педагогике (для педагогов) - 77. Цели воспитания в зарубежной педагогике

77. Цели воспитания в зарубежной педагогике

Западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно – сама жизнь. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Кобс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.

Обобщая мысли этих теоретиков, можно прийти к выводу, что генеральная цель воспитания прагматической педагогики – в самоутверждении личности.

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западно-германского педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка молодежи, так как она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых.

Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию.

Основное внимание в экзистенциалистских концепциях воспитания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий человека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать моральный выбор, обосновать его – одна из центральных задач научной методологии воспитания.

В 50—60-е гг. в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания.

Педагогика неотомизма выступает за формирование богобоязненной личности, а воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь.

Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. В качестве главной цели воспитания они выдвигают задачу формирования «управляемого индивида». Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда.

Воспитание в технократическом обществе уподобляется социальному механизму, с помощью которого в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности индустриального и постиндустриального общества.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
3. Структура педагогики и ее связь с другими науками
4. Основные категории педагогики
5. Понятие методологии в педагогической науке
6. Методологическая культура педагога
7. Методы педагогических исследований
8. Понятие цели воспитания
9. Закономерности воспитания
10. Условия развития личности
11. Взаимосвязь развития и воспитания
12. Влияние среды на развитие личности
13. Педагогический процесс как система
14. Закономерности и этапы педагогического процесса
15. Педагогические цели
16. Педагогические технологии
17. Сущность и направленность педагогических инноваций
18. Инновационные учебные заведения
19. Педагогические системы
20. Оптимизация педагогической системы
21. Функции педагога
22. Требования к учителю
23. Профессиональный потенциал педагога
24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
25. Педагогическая квалиметрия и аттестация учителей
26. Общее понятие о дидактике
27. Основные категории дидактики
28. Основные дидактические концепции
29. Сущность процесса обучения
30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
31. Характеристика принципов обучения
32. Закономерности обучения, их классификация
33. Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса
34. Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
35. Понятие содержания образования и принципы его формирования
36. Теории организации содержания образования
37. Государственный стандарт
38. Учебные планы
39. Характеристика учебных программ
40. Учебники и учебные пособия
41. Понятие и сущность метода и приема обучения
42. Классификация методов обучения
43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
44. Словесные методы обучения
45. Наглядные и практические методы обучения
46. Выбор методов обучения
47. Понятие о средствах обучения, их классификация
48. Оборудование учебного кабинета
49. Технические средства обучения
50. Развивающее обучение
51. Проблемное обучение
52. Программированное и компьютерное обучение
53. Модульное обучение
54. Формы организации обучения и их развитие в дидактике
55. Классно-урочная система обучения
56. Требования, предъявляемые к современному уроку
57. Типология и структура уроков
58. Подготовка урока
59. Вспомогательные формы обучения
60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия
62. Методы и формы контроля
63. Тестирование достижений и развития
64. Оценка знаний учащихся
65. Неуспеваемость учащихся
66. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
67. Принципы воспитания
68. Гуманистическая педагогика
69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия
70. Средства воспитательного процесса
71. Формы воспитания
72. Направления воспитательной работы
73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие
74. Межличностные отношения в коллективе
75. Структура и этапы формирования учебного коллектива
76. Современные зарубежные педагогические концепции
77. Цели воспитания в зарубежной педагогике
78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
79. Правовые основы семейного воспитания
80. Семейное воспитание: принципы и содержание
81. Типы неправильного воспитания
82. Воспитательный потенциал семьи
83. Нарушения поведения ребенка в семье
84. Формы зависимого поведения ребенка
85. Показатели родительского поведения
86. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями
87. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
88. Система общего образования в России
89. Вопросы теории управления школой
90. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Все страницы