Шпаргалки - Социальная педагогика - 25. Своеобразие сельского образа жизни

25. Своеобразие сельского образа жизни

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалки - Социальная педагогика
2. Этапы становления социальной педагогики
3. Субъект-объектный и субъект-субъектный подходы социализации
4. Факторы социализации
5. Механизмы социализации
6. Особенности традиционного и межличностного механизмов социализации
7. Воспитание как одна из составляющих социализации
8. Основные задачи социализации человека
9. Социально-психологические процессы становления личности
10. Опасности, возникающие в процессе социализации
11. Мегафакторы социализации
12. Роль страны и этноса в процессе социализации
13. Витальные особенности социализации этноса
14. Ментальные особенности социализации этноса
15. Влияние структуры общества на социализацию
16. Влияние экономического развития общества на социализацию
17. Воспитание как социальный институт
18. Типы и функции воспитания
19. Государство как фактор социализации
20. Государственная политика в сфере воспитания
21. Регион – мезофактор социализации
22. Региональная политика в сфере воспитания
23. Средства массовой коммуникации
24. Субкультура
25. Своеобразие сельского образа жизни
26. Особенности городского образа жизни
27. Влияние городского образа жизни на социализацию
28. Малый город
29. Поселок
30. Муниципальная система социального воспитания
31. Семья как социальная группа
32. Семейное воспитание
33. Семья и соседское окружение как территория социализации
34. Группа сверстников
35. Социализирующее влияние религиозных организаций
36. Социализирующее влияние воспитательных организаций
37. Основные составляющие воспитательнойорганизации
38. Социализирующее влияние контркультурных организаций
39. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях
40. Характеристика микросоциума
41. Создание воспитательного пространства микросоциума
42. Роль компьютера в процессе социализации
43. Быт воспитательнойорганизации
44. Элементы быта воспитательнойорганизации
45. Жизнедеятельность воспитательной организации
46. Процессы управления, самоуправления и самоорганизации
47. Процесс взаимодействия
48. Влияние образования на духовно-ценностную ориентацию человека
49. Социализированность
50. Жертвы неблагоприятных условий социализации
51. Объективные факторы неблагоприятных условий
52. Коррекционное воспитание
53. Разделы социальной педагогики
54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук
55. Социальная политика
56. Социальная работа
Все страницы