Психологические аспекты совершенствования условий труда человека. Психология управления. - Состояние монотонии



Состояние монотонии

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возни­кает состояние монотонии, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Особенно часто монотония возникает у людей, работающих на конвейере. Под влиянием переживания монотонности человек, который не может сдерживать или устранять это психическое состояние становится вя­лым, безучастным к работе. Состояние монотонности отрицательно действует на организм работающих, приводя их к преждевременному утомлению.

М. И. Виноградов сформулировал понятие монотонности следующим образом: “В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы”.

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Одни под монотонностью понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, которое является следствием однообразной работы. В зарубежной литературе, в частности, американской понятие монотонности трактуется во втором, субъективном смысле.

Российские психологи не отрицают факта субъективного переживания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, по их мнению, это не является основанием для отрицания монотонности как явления, объективно присущего трудовому процессу и оказывающего неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем не утомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Утомление усиливает психическую напряженность, а монотонность ее снижает.

Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, тревогу (переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия); монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы другие объективные условия – “бедность” раздражителей, их однообразие, ограниченность “поля наблюдения” и т. д. Очень важно подчеркнуть, что разделение психического насыщения и монотонности является относительным, так как: а) они взаимно влияют друг на друга; б) их последствия суммированно действуют на состояние человека; в) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

Следующим важным вопросом является выявление изменений, происхо­дящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся признаки, можно прежде всего отметить субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливос­ти, плохое настроение (в разной степени), скука, нейтральное отношение.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено соответствия. За рубежом проводились эксперименты для установления соот­но­шений между переживанием монотонности и умственным развитием чело­века. Согласно результатам этих экспериментов быстрее и острее переживают монотонность более развитые в умственном отношении люди. Однако есть и другая точка зрения, утверждающая, что если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то человек, с хорошо развитыми умственными способностями переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполне­ния трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококва­лифицированным специалистам, благодаря ей они способны сохранять дееспособность, то есть возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий, даже при тяжелых и продолжительных нагрузках. Низкоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия.

Неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенси­руют “неблагоприятные” природные свойства нервной системы.

И последний, рассматриваемый в связи с состоянием монотонии,
вопрос: борьба с монотонностью на производстве. М. И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий по борьбе с монотонностью вообще, а при поточном производстве - особенно: 1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей, таких как функциональная музыка (музыка, звучащая в цехе во время работы).

Несколько иначе, более “психологично” видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д. Левитов.

1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, - в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. (Этот путь допустим лишь при однообразных и очень простых видах работы).

4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

5. Введение функциональной музыки.




Оглавление
Оглавление
Психологические аспекты совершенствования условий труда человека. Психология управления.
Психологические состояния в трудовой деятельности и их классификация
Состояние утомления
Состояние монотонии
Состояние психологической готовности к деятельности
Условия труда и психологические состояния человека
Индивидуализация условий труда
Предмет психологии управления
Психологические особенности реализации функции планирования
Психологические особенности реализации функции организации
Психологические особенности реализации функции контроля
Психологические закономерности реализации функции регулирования
Психологические особенности деятельности по выработке управленческих решений
Стиль руководства трудовым коллективом, его формирование и влияние на работу коллектива
Классификация и структура мотивов
Методы исследования мотивов
Психологические аспекты стимулирования труда
Роль и способы формирования социально-психологического климата в трудовом коллективе
Конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе
Все страницы