Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий. - Психомоторные свойства


Психомоторные свойства

Во всякую трудовую деятельность так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий(не только моторных), но и сенсорных, и умственных характерны следующие факторы:

1) целесообразность (целенаправленность);

2) адекватность текущего действия текущему состоянию объекта труда;

3) опосредованность действия орудиями труда; ее характер изменяется с ходом технического прогресса (действия над предметами труда с помощью средств труда заменяются или дополняются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффективность трудовых действий, означающая возможность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;

5) определенное соотношение фиксированных, автоматических и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, выражающаяся в том, что они регулируются не только выполняющим их человеком, но и другими людьми (извне) или материализованными продуктами деятельности других людей (инструкциями, чертежами, технологическими картами и т. п.).

Анализируя общее строение деятельности, А. Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий: «Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели».

Способ, которым выполняется действие, А. Н. Леонтьев обозначает понятием «операция». Операция отвечает условиям действия, а не непосредственно цели. Поэтому с помощью одних и тех же операций могут осуществляться разные действия. В свою очередь, одна и та же цель при изменении условий, в которых она обозначена, может достигаться с помощью различных операций. Итак, в деятельности, которая образует человеческую жизнь в ее высших проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные виды деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти единицы человеческой деятельности и образуют ее структуру.

А. Н. Леонтьев отмечает подвижность отдельных образующих системы деятельности и необходимость раскрытия ее внутренних связей. К задаче системного анализа трудовой деятельности психология уже подошла вплотную, разрабатываются методические приемы ее решения, но о результатах
говорить пока рано. Изучены лишь характеристики трудовых действий, их изменения, связанные с ходом технического прогресса, и факторы, (субъективные и зависят от среды) определяющие эту динамику.

Различают три основных параметра трудовых действий: силовой, пространственный и временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. Со временем технологии менялись, возрастала роль пространственного и временного факторов, что приводило ко все большему делению крупных силовых движений на более мелкие - дозирующие, обеспечивающие более точную силу удара или нажима.

С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространственных и временных). В операциях с приборами дистанционного управления, как и во многих других видах производственной деятельности, движения становятся дозированными. Мышечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.

Сравнительный анализ макродвижений в трудовых операциях показывает, что переход от ручных действий (простого вбивания гвоздя, и одного из сложных - монтажа блоков радиоламп) к механизированному (штамповке) и автоматизированному производству (оперированию органами дистанционного
управления) сопровождается постепенным сокращением количества совершаемых макродвижений. Микродвижения кисти руки, ее пальцев появляются лишь в более сложных видах трудовой деятельности. В пределах одной и той же трудовой деятельности увеличивается количество микродвижений, включенных
в наиболее сложные и точные движения.

Силовой фактор в процессе развития труда все больше подчиняется пространственному и временному. В условиях механизированного производства пространственно-временной фактор уже окончательно подчиняет себе силовой. Это приводит к дальнейшему дроблению крупных силовых движений на более
мелкие, дозированные, вплоть до появления микродвижений пальцев рук. Однако, наряду с мелкими движениями сохраняется еще множество рабочих движений, выполняемых более крупными мышцами руки. Переход к автоматизированному производству требует максимальной точности и быстроты реакции,
(т. е. увеличивает роль пространственно-временного фактора). Осуществление такой точности движений крупными мышцами рук невозможно. Только самые тонкие движения пальцев могут обеспечить необходимую точность. Именно с этим и связано появление массы микродвижений при оперировании приборами дистанционного управления. Силовой фактор в таких движениях не упраздняется, не упрощается, а, напротив, развивается и совершенствуется. И возможно, что такие мелкие движения требуют в своей массе больше мышечных усилий, чем движения грубые, силовые.

Н. А. Розе показала также различия в соотношении силовых, пространственных и моторных компонентов действия в зависимости от особенностей профессиональной деятельности. Она сравнивала силу кисти и тремор (дрожание) у девушек одной возрастной группы (18—21 год): у работниц строительных площадок, монтажниц радиоламп и телевизоров, студенток университета. Наиболее отчетливо проявились различия в силе кисти рук.
У девушек-строителей она в 1,8—2 раза превышает силу рук монтажниц блоков радиоламп (очень точное и тонкое производство) и примерно в 1,5 раза силу рук монтажниц блоков конвейера.

Выявились и профессиональные особенности тремора. У строителей обнаружились наиболее высокий тремор, большая частота и амплитуда колебаний. Самый низкий тремор зафиксирован у радиомонтажниц. Н. А. Розе считает, что эти данные отражают особенности естественного профессионального отбора в области точного производства. В условиях монтажного производства четко выявились и возрастно-половые особенности тремора. Все участки особо точного монтажного производства обеспечиваются, как правило, девушками. Многие исследования показывают, что тремор мужчин характеризуется и большей частотой, и большей амплитудой колебаний. Кроме того, на участке, где работали 400 монтажниц, только 9 были старше 30 лет, да и те были заняты на монтаже более крупных блоков радиоламп. Как правило, к 28—29 годам у работниц снижается производительность труда, а затем постепенно они перестают справляться с нормами и переходят работать на другие участки. «Очевидно, — заключает Н. А. Розе, - здесь мы имеем дело с ранним старением дифференцировки пространственных отношений». В монографии Н. А. Розе приводятся и данные о возрастных изменениях силы рук у мужчин и женщин, о возрастно-половых особенностях успешности волевого усилия, о возрастных особенностях точности движений рук в условиях меняющегося положения телаи др. Автор не связывает полученные факты с особенностями профессиональной деятельности, однако результаты исследований Розе имеют несомненное значение для психологии труда, в частности для психологического обоснования системы профессионального отбора и профессионального обучения.

В структуре действий человека, имеющего дело со сложным
техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные
реакции. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека
представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видов сенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свидетельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.



Оглавление
Оглавление
Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий.
Труд и его виды. Стороны труда
Предмет психологии труда
История возникновения психологии труда
Задачи психологии труда
Человек как субъект труда
Профессионально значимые свойства и их динамика
Индивидуально-типологические свойства
Сенсорные и перцептивные свойства
Свойства внимания
Психомоторные свойства
Мнемические свойства
Имажинитивные свойства
Мыслительные свойства
Волевые свойства
Профессиография
Методы психологического изучения профессий
Профессиографические методы
Личностные методы
Алгоритмический метод описания трудового процесса
Структурный метод
Системный анализ
Виды классификации профессий
Закономерности формирования профессиональных кадров
Навыки, умения и их классификация
Этапы формирования навыков
Тренировка и тренажеры
Интеллектуальные умения
Критерии обученности
Психологические предпосылки переучивания
Уровни и этапы профессионализма
Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
Назначение и проведение профконсультации
Все страницы