Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий. - Волевые свойства


Волевые свойства

В психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В трудовой деятельности роль воли, волевых свойств личности велика, так как в процессе труда часто возникают самые различные трудности: сопротивление материала (в широком смысле слова), непредвиденные изменения производственной ситуации, утомление, монотонность труда. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной.

Вместе с тем значение тех или иных волевых свойств, таких как: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание неравнозначно для разных профессий. Значение того или иного волевого свойства определяется характером труда, особенностями профессиональной среды, специфическими трудностями.

А. Ц. Пуни убедительно показал своеобразие и динамику структуры воли в различных видах спорта. Развитые им теоретические положения имеют более общее значение и могут быть распространены на трудовую деятельность. Пуни предлагает рассматривать совокупность волевых качеств (свойств) как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой, образуя определенную структуру. Ведущая роль того или иного волевого свойства определяется прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности. Стабильность или подвижность структуры волевых свойств зависит от степени устойчивости условий деятельности. В меняющихся условиях в качестве ведущего волевого свойства может выступать то одно, то другое свойство, изменяется и взаимодействие этих свойств.

Исходя из определения воли, сформулированного И. М. Сеченовым, который называл волю деятельной стороной разума и морального чувства, А. Ц. Пуни считает, что в каждом волевом проявлении личности содержатся интеллектуальные компоненты, т.к. воля - деятельная сторона разума;
эмоциональные (мотивационные), ибо воля - деятельная сторона моральных чувств; операционные компоненты (умения), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности.

Проявления воли и процесс ее развития у каждого человека имеют свои особенности. Они обусловлены неповторимостью пройденного жизненного пути, вытекают из индивидуального своеобразия личности и связаны с ее направленностью, моральными принципами, индивидуально-типологическими особенностями, стилем деятельности, с уже сложившейся структурой волевыхсвойств. Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще лучше «отшлифовать» сильные признаки волевых качеств и по возможности довести до их уровня отстающие, а в целом достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с различными препятствиями.

В соответствии с приведенным выше определением основополагающими факторами воспитания воли А.Ц. Пуни считает формирование интеллектуальной основы воли (самостоятельности, критичности, гибкости ума), моральной основы воли (нравственное воспитание) и формирование умений преодолевать препятствия.

А. Ц. Пуни и его учениками разработана техника регуляции волевых усилий в спорте. Приемы самоорганизации направлены на упорядочение деятельности и состояния спортсменов, экономию сил, коррекцию техники исполнения движений, а именно - на отвлечение и переключение внимания, идеомоторную подготовку, сосредоточение на технике движений, регуляцию дыхания и др. Приемы самомобилизации (самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и т. д.) выступают преимущественно в форме мысленно произносимых слов, фраз и даже монологов. Практика применения этих приемов в ходе спортивных соревнований и тренировок показала их высокую эффективность. Несомненно, что для многих видов трудовой деятельности, где .возникает необходимость экстренного действия или потребность в торможении отрицательных действий и реакций, подобная техника саморегуляции может принести ощутимую пользу, и овладение ею следовало бы включить в процесс профессиональной подготовки.

Исследования М. Н. Ильиной показали, что волевые свойства и их динамика зависят как от природных особенностей человека, так и от социальных факторов. Она изучала такое качество, как выносливость, т. е. способность человека длительное время выполнять работу на постоянном, диктуемом условиями деятельности уровне и противостоять при этом наступающему утомлению за счет волевого усилия. Была выявлена тенденция зависимости выносливости от степени подвижности процесса возбуждения (у лиц с инертностью возбуждения она больше). Но главным образом влияние типологических особенностей сказывается на соотношении компонентов выносливости: волевой компонент выносливости больше у лиц с сильной нервной системой, сама же выносливость может быть одинаковой у лиц с сильной и слабой нервной системой. Этот факт подтверждает положение Б. М. Теплова о том, что нет хороших и плохих свойств нервной системы и что каждый тип приспосабливается к внешним условиям по-своему, за счет тех преимуществ, которыми он обладает.

Из более обобщенных личностных характеристик на выносливость (по данным Ильиной) оказывают влияние общительность и самооценка (экстраверты и лица с низкой самооценкой).

Интересные результаты получены М. Н. Ильиной при изучении влияния мотивации на выносливость к статическим усилиям. Ее данные свидетельствуют о том, что при наличии соревновательного мотива выносливость значительно возрастает, притом, если соревнуются команды, то выносливость увеличивается в большей степени, чем при соревновании «каждый за себя». В условиях экспериментальных соревнований лица со слабой нервной системой не уступали в выносливости лицам с сильной нервной системой. Повышение выносливости у представителей слабого типа наблюдалось в большей степени за счет увеличения волевого компонента.

При выполнении различных по характеру и интенсивности действийсоотношение между компонентами выносливости у одного и того же человека остается относительно постоянным. Это соотношение определяется возрастными, типологическими особенностями, уровнем тренированности и спецификой деятельности, а также некоторыми личностными свойствами и уровнем мотивации.

К сожалению, подобные исследования не были проведены в отношении других волевых свойств, но можно предполагать, что выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, смелость и решительность также детерминируются природными особенностями человека, с одной стороны, социальными факторами,
тренировкой и воспитанием — с другой. Мы могли проследить эту закономерность при рассмотрении каждого из профессионально значимых свойств субъекта труда.

Все психические свойства стабильны в той мере, в какой они зависят от природных (главным образом типологических) особенностей. Вместе с тем при наличии необходимых отношений личности возникает возможность компенсации любого профессионально значимого свойства за счет других свойств индивида
или с помощью соответствующих умений и навыков. Эту компенсацию человек, преданный своему делу, может сформировать у себя интуитивно, однако эффект оказывается выше, когда такие задачи включены в процесс профессиональной подготовки.



Оглавление
Оглавление
Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий.
Труд и его виды. Стороны труда
Предмет психологии труда
История возникновения психологии труда
Задачи психологии труда
Человек как субъект труда
Профессионально значимые свойства и их динамика
Индивидуально-типологические свойства
Сенсорные и перцептивные свойства
Свойства внимания
Психомоторные свойства
Мнемические свойства
Имажинитивные свойства
Мыслительные свойства
Волевые свойства
Профессиография
Методы психологического изучения профессий
Профессиографические методы
Личностные методы
Алгоритмический метод описания трудового процесса
Структурный метод
Системный анализ
Виды классификации профессий
Закономерности формирования профессиональных кадров
Навыки, умения и их классификация
Этапы формирования навыков
Тренировка и тренажеры
Интеллектуальные умения
Критерии обученности
Психологические предпосылки переучивания
Уровни и этапы профессионализма
Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
Назначение и проведение профконсультации
Все страницы