Люди, которые играют в игры - «Футболка с надписью»

«Футболка с надписью»

Все, что мы обсуждали в этой главе, можно собрать воедино, акцентируя внимание на том, как пациент «подает себя» в жизни. Мы называем это «футболкой с надписью», а в сущности это одна-две краткие, но крайне выразительные фразы, которые опытному глазу психотерапевта могут многое сказать о любимом времяпрепровождении пациента, об его излюбленных играх и чувствах, его занятиях, об образе мира, в котором он живет, и т.д. «Футболка» обычно приобретается в старших классах или в первые годы колледжа, как раз в возрасте, когда «футболки» особенно популярны. В дальнейшей жизни ее украшают, возможно, меняют формулировку надписи, но ее смысловое ядро сохраняется.

Всех компетентных клиницистов, к какой бы школе они ни принадлежали, объединяет одно: они хорошие наблюдатели. Поскольку предмет наблюдения один и тот же – человеческое поведение, то неизбежно возникает сходство в том, что они видят, как классифицируют и описывают наблюдаемые факты. Поэтому мы считаем все психоаналитические концепции проявлением одного и того же феномена [Многие психоаналитики полагают, что «трансакционные игры» – просто синоним защитных механизмов. Это не так. Защитные механизмы – это «футболки с надписью». Игры же скорее относятся к открытой системе социальной психологии, чем к закрытой энергетической системе, описанной Фрейдом. – Прим. автора.].

Настоящие «футболки» помогают уяснить, к какой группе принадлежат их обладатели, помогают понять их мировоззрение и истоки поведения в определенных ситуациях. Они, однако, не дают информации о том, каким способом человек ведет игру с близкими и какого результата он от этого ждет. «Футболки» часто демонстрируют коллективную установку и общие игры, но каждый человек при этом реализует собственный сценарий со своим индивидуальным выигрышем. Трансакционная или сценарная «футболка» – это установка, столь явно проявляющаяся в психологическом облике человека, как будто он носит настоящую футболку с напечатанным на груди сценарным лозунгом. Вот некоторые распространенные сценарные «футболки»: «Не тронь меня», «Я алкоголик и этим горжусь», «Смотрите, как я трудолюбив», «Разойдись!», «Как я хрупка», «Хочешь закурить?». Есть «футболки» с лозунгом впереди и частным сообщением на спине. Например, на груди у женщины может быть «лозунг»: «Я ищу мужа», – а когда она повернется спиной, то там ясно читается: «Но вы мне не подходите». У человека может быть как бы на лбу написано: «Я алкоголик и этим горжусь», – а со спины читается: «Но я знаю, что это болезнь». Некоторые транссексуалы носят особенно цветистые «футболки», на которых впереди стоит: «Разве я не очарователен?», а на спине: «Может быть, хватит?»

Встречаются «футболки», демонстрирующие «клубный» образ жизни их обладателей, которых объединяет: «Никто не знает, сколько бед я пережил». Обычно это бывает «братство» с разветвленной сетью «отделений». Одно из таких «отделений» – клуб меланхоликов. Фантазируя, можно представить его в виде деревянного барака, скудно обставленного старой мебелью. Стены пусты, лишь на одной из них – помещенный в рамку девиз: «Почему бы не покончить самоубийством?» Для члена такого клуба важен не сам факт множества бед, а то, что о них никто не знает. Он в этом уверен, ибо в противном случае он не сможет сказать: «Никто не знает...» и т.д. И тогда «надпись на футболке» потеряет всякий смысл.

«Футболка» обычно «шьется» из любимого афоризма родителей, например: «Никто на свете не будет любить тебя так, как отец и мать». «Футболка» с таким отчужденно-безнадежным лозунгом выполняет как бы разделительную функцию, отделяя ее обладателя от окружающих. Возникает соответствующий стиль разговоров («Подумайте, какой ужас!») и игр («Никто не любит меня, как отец и мать»), что на спине обозначено: «А вы?» Одним «поворотом» она может трансформироваться и стать уже не отталкивающей, а привлекающей.

Рассмотрим два распространенных типа «футболок» и попытаемся показать пользу этого понятия для выяснения значимых аспектов поведения человека.



Оглавление
Оглавление
Люди, которые играют в игры
Иллюстрации
Рукопожатие
Теория
ПРИНЦИПЫ ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА Структурный анализ
Еще немного о трансакционном анализе
Структурирование времени
Сценарии
Часть вторая. Родительское программирование СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА Жизненные планы
На сцене и в жизни
Мифы и волшебные сказки
Похищение Европы
Красная Шапочка (КШ)
Реакция «марсианина»
Сценарий Красной Шапочки
В ожидании Rigor mortis
Сценарий: в ожидании Rigor mortis
История Спящей Красавицы
Семейная драма
Судьба человека
ВЛИЯНИЕ ПРЕДКОВ Задолго до рождения
Возникновение новой жизни
Очередность рождений
Родовой сценарий
Имена и фамилии
РАЗВИТИЕ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ Влияния в раннем возрасте
Убеждения и решения
Позиции – местоимения
Победители и неудачники
Трехсторонние позиции
Позиции-предикаты
Отбор сценария
ПЛАСТИЧНЫЕ ГОДЫ
Думая «по-марсиански»
Маленький стряпчий
Сценарные элементы
СЦЕНАРНЫЙ АППАРАТ
Сценарный итог
Предписание
«Толчок»
«Электрод»
Заповедь
Родительские образцы
«Демон»
Разрешение
Внутреннее освобождение
Сценарное оборудование
Побуждения и разговоры
Победители
У всех ли есть сценарий?
Антисценарий
Резюме
ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ Сюжеты и герои
Излюбленная эмоция
Психологические «купоны»
Иллюзии
Игры
Личность-«персона»
Семейная культура
ЮНОСТЬ
Разговоры
Новые герои
Тотем
Новые чувства
Физические реакции
Сценарий и антисценарий
Образ мира
«Футболка с надписью»
«Никому нельзя верить»
ЗРЕЛОСТЬ И СТАРОСТЬ Зрелый возраст
Закладная
Игроки и наркоманы
Драматический треугольник
Ожидаемая продолжительность
Старость
Сцена смерти
Юмор висельника
Посмертная сцена
Надгробный камень
Завещание
Часть третья. Сценарий в действии ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ Победители, непобедители и неудачники
Сценарное время
Секс и сценарии
«Часовое» и «целевое» время
Некоторые типичные сценарии
Розовая Шапочка, или Бесприданница
Клинический анализ
Классификация
Сизиф, или «Начни сначала»
Анализ
Классификация
Маленькая мисс Бетки, или «Меня не испугаешь»
Анализ
Классификация
Старые бойцы не умирают, или «Кому я нужен?»
Анализ
Классификация
Победитель дракона, или «Папочка знает лучше»
Зигмунд, или «Если не выходит так, попробуем иначе»
Анализ
Классификация
Флоренс, или «Ясновидение»
Анализ
Классификация
Трагические сценарии
Золушка Происхождение Золушки
История Золушки
Взаимосвязанные сценарии
«Золушка» в реальной жизни
После бала
Волшебные сказки и реальные люди
Как возникает сценарий
Подвижное лицо
Подлинное Я
Обратная связь и «дожигание»
Маленький «мучитель»
«Бравый шизофреник»
Кукла «чревовещателя»
Еще немного о «демоне»
Подлинная личность
ПЕРЕДАЧА СЦЕНАРИЯ Сценарная матрица
Культурное наследование
Влияние прародителей
Эписценарий
Перемешивание элементов сценария
Резюме
Ответственность родителей
Часть четвертая. Научный подход к сценарной теории ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ТЕОРИИ СЦЕНАРИЕВ
Спиритуалистские возражения
Философские возражения
Рациональные возражения
Доктринальные возражения
Эмпирические возражения
Возражения с позиций психологии развития
Клиницистские возражения
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ Карта и местность
Сетка категорий
Сетка категорий
«Мягкие» и «твердые» данные
СЦЕНАРНЫЙ ВОПРОСНИК Определение сценария
Как проверить сценарий?
Сценарный вопросник
Терапевтический вопросник
Приложение. Так что же вы говорите после того, как сказали «здравствуйте»?
Все страницы