Люди, которые играют в игры - Иллюзии

Иллюзии

Детские иллюзии чаще всего связаны с поощрениями и наказаниями. Поощряется хорошее, наказывается плохое. У маленьких детей обычно имеется какой-нибудь Санта Клаус, который «следит» за их поведением и все учитывает. Но он есть только у малышей. Дети постарше в него не верят, по крайней мере они не примут за Санта Клауса дяденьку в маскарадном костюме, появившегося в новогоднюю ночь. Больших детей от маленьких отличает именно это неверие в новогоднего деда. Однако у больших детей, как и у взрослых, имеется свой вариант Санта Клауса, причем у каждого – свой особенный. Большинство людей всю жизнь ждут Санта Клауса или кого-то на него похожего. Но у Санта Клауса есть противник. Если сам он – веселый старик в ярком тулупе, который живет на Северном полюсе и таскает мешки с подарками, то его противник – мрачная фигура в черном балахоне. Имя ее – Смерть. Весь человеческий род как бы разделен на две половины: одни живут в ожидании Санта Клауса (Жизни), другие – в ожидании Смерти, мрачной фигуры с косой в руках. Это – главные иллюзии, на которых основаны жизненные сценарии многих людей. Одни надеются всю жизнь, что когда-нибудь явится Санта Клаус с подарками для победителей, другие не видят в будущем ничего хорошего, так как все равно придет смерть, она и разрешит за неудачников все их проблемы. Поэтому мы рекомендуем психотерапевту первый вопрос об иллюзиях задавать такой: «О чем вы чаще думаете – о Санта Клаусе, который еще принесет вам счастье, или о смерти?» Новогодний дед дает человеку «выигрышный билет» в лотерее наподобие прекрасной пожизненной ренты или долгой молодости. Думы о смерти ослабляют трудоспособность человека, предвещают раннее угасание полового чувства и преждевременную старость.

Многие сценарии основываются на какой-нибудь иллюзии. Познать истоки иллюзий – неизбежная обязанность сценарного аналитика. Анализ иллюзий важен с трансакционной точки зрения, ибо дает повод и для обоснования «купонов». Те, кто ждет Санта Клауса, обычно «собирают» комплименты, подтверждающие их хорошее поведение, или «муки», чтобы возбудить к себе сострадание. Те, кто ждет смерти, «коллекционируют» «купоны» вины, как бы играют со смертью, чтобы показать, что встретят ее даже с благодарностью.

Иллюзии можно сравнить с магазинами, в которых обмениваются «купоны». В двух таких «магазинах» имеется по одному набору правил. Если вести себя хорошо и претерпеть достаточно мук, то можно набрать много различных «купонов» и бесплатно получить дар от Санта Клауса. Если же, наоборот, умножать вину, то «дар» может последовать из «магазина» Смерти.

Иллюзии – это те же самые «если только...» и «когда-нибудь...», на которых люди порой строят свое существование. Во многих странах официальные лотереи дают некоторым людям единственную возможность осуществить свои мечты. И тысячи людей всю жизнь ждут свой счастливый номер лотереи. И в каждом тираже кто-то правильно угадывает, и чьи-то мечты осуществляются. Но вот что странно! Этот выигрыш не приносит чаще всего счастья. У большинства людей подобные счастливые выигрыши утекают сквозь пальцы, и их обладатели возвращаются в свое прежнее состояние. Это происходит, еще и потому, что вся система иллюзий в представлении человека несет какие-то элементы волшебства. Маленький ребенок уверен, что Санта Клаус спускается в трубу в то время, пока он спит, и оставляет возле его кроватки красную машинку и большой апельсин. Но для него это не просто машинка или апельсин, это волшебные и единственные в своем роде игрушки, усеянные «алмазами и изумрудами». Однако когда ребенок обнаруживает, что такой же маленький красный автомобиль и апельсин оказались и у его приятеля, то он разочарованно спрашивает: «И это все?» Родители теряются в догадках: «Что же еще нужно, ведь мы купили ему то, что он хотел?» То же самое может происходить со взрослым человеком, выигравшим по лотерее. Он вдруг обнаруживает, что купленные им вещи такие же, как у других людей. Он спрашивает: «И это все?», нередко утрачивая к ним всякий интерес. В общемто, иллюзии для многих людей значительно привлекательнее, чем сама реальность. И сколь бы замечательной ни была реальность, очень часто ее меняют на самую неуловимую и невероятную иллюзию.

Дети сами никогда не отказываются от своих иллюзий. Если ребенок верит, что его родители волшебники, то частично потому, что это внушили ему сами родители. Невозможно представить себе мать или отца, которые не говорили бы своему ребенку: «Если ты сделаешь так, как я тебя прошу, у тебя все получится». А для ребенка это означает: «Если я сделаю так, как они говорят, то все мои мечты сбудутся по волшебству». Ребенок твердо в это верит, и его веру почти невозможно поколебать. Если мечты не осуществились, то не потому, что не помогло волшебство, а потому, что он нарушил то или иное правило. И если он нарушил или забыл родительские указания, то это не значит, что он утратил веру в свои иллюзии. Это означает, например, что он не может больше выполнять предъявляемые требования (или никогда не мог). Отсюда может возникнуть чувство зависти, насмешки по отношению к тем, кто держится предписанного курса. Внутренний Ребенок в этом человеке еще верит в Санта Клауса, а Бунтовщик возражает. Многие люди и в более старшем возрасте не в состоянии сами расстаться с иллюзиями.

Родительское предписание в одном случае гласит: «Веди себя правильно, и беда тебя не коснется» – девиз, повторяющийся на протяжении всей истории, начиная с древнеегипетских поучений. В другом случае это предписание гласит: «Мир стал бы лучше, если бы ты мог занять в нем достойное место. Тогда ты обрел бы всемогущество и неотразимую силу». Удивительно, но, с точки зрения ребенка, оба эти девиза основаны на одном и том же родительском обещании: «Если будешь поступать так, как тебе сказано, я дам тебе любовь и защиту, а без меня ты – ничто».

Для того чтобы пошатнуть первичные иллюзии, требуется огромная сила. Особенно быстро исчезают иллюзии в военное время. Ужасающий образец насильственного разрушения этой почти универсальной веры – известное фото, на котором изображен польский мальчик примерно девяти лет. Он одиноко стоит посреди улицы перед вооруженным эсэсовцем, на рукаве которого сверкает эмблема с мертвой головой, а в руках – пистолет. Испуганные глаза ребенка говорят: «Но мама мне сказала, если я буду хорошо себя вести, то со мной ничего не случится». Жестокий психологический удар можно нанести маленькому человеческому существу, если дать понять ему, что добрая мама его обманула. Именно этой муке предал фашистский солдат несчастного ребенка, изображенного на фотографии.

Психотерапевт иногда пытается насильственно прервать иллюзии, но для этого он должен руководствоваться глубокими знаниями и гуманностью, а также явно выраженным добровольным согласием пациента. Психотерапевт может встать перед необходимостью выбора: чтобы помочь пациенту, нужно подорвать иллюзии, на которых основана его жизнь. Надо, чтобы пациент понял, что должен жить в мире, каков он есть, а не в мире своих иллюзий. Это одна из самых тяжелых задач, выпадающих сценарному аналитику: сказать пациенту, что Санта Клаус не существует. Но осторожной подготовкой можно смягчить удар, и, быть может, психотерапевт будет тогда прощен.

Одна из прекрасных иллюзий детства – это появление человека на свет. Когда ребенок узнает, откуда берутся дети, происходит крушение этой драгоценной иллюзии. Для сохранения веры в чистоту своих родителей ему приходится как бы оговариваться, что у его родителей было все не так. Человек, заставляющий подростка задуматься над процессом рождения детей, чаще всего предстает перед ним грубым и циничным, так как то, что рассказано, похоже на сообщение о предательстве матери.

Вера в Санта Клауса, думы о Смерти и материнской девственности присущи идеалистам, людям, слабым духом, разочарованным, у которых имеются собственные особые иллюзии. Диапазон их необычайно широк.

В раннем детстве волшебные иллюзии воспринимаются в самой романтической форме. Позже они проверяются реальностью, и кое от чего ребенку приходится отказываться. От них остается лишь тайная сердцевина, образующая экзистенциальный жизненный фундамент. Наверное, только некоторые мужественные люди могут созерцать наготу жизни без дымки иллюзий. Одна из самых упорных иллюзий, которую трудно пошатнуть даже в зрелом возрасте, это иллюзия автономности, или самоопределения. Чтобы в этом разобраться, рассмотрим схему 10а. Область подлинной автономии, выражающейся в рациональной деятельности Взрослого, свободного от Родительских предрассудков и Детского смешения желаемого с действительным, отмечена индексом B1. В этом своем аспекте личность может вырабатывать зрелые (Взрослые) суждения на основе накопленных знаний и наблюдений. Этой своей стороной она представлена в профессиональной деятельности, когда, например, механик или хирург выполняет свою работу и судит о ней на основе знаний, полученных в процессе образования и своей практики. Область, обозначаемая буквой Р, – это сфера Родительского влияния; здесь гнездятся представления и предрассудки (как есть, одеваться, вести себя в гостях, во что верить и т.д., и т.п.). В области Ре концентрируются самозабвенные стремления и рано формирующиеся предпочтения – то, что ведет происхождение от Ребенка. Если человек способен осознать и разделить в себе эти три области, то он знает, что такое вести себя по-Взрослому, что он вынужден усвоить от других и что в его поведении детерминировано изначальными импульсами, а не практичным суждением и рациональным выбором.


Схема 10. Степени автономии

Области, обозначенные как Обманы и Иллюзии, человек трактует чаще всего ошибочно. К Обманам относятся представления, которые он считает своими собственными, основанными на наблюдении и логике, тогда как на самом деле они навязаны родителями и вросли так глубоко, что стали как бы частью его настоящего Я. Иллюзии – это представления Ребенка в нем, но он считает их Взрослыми и рациональными, старается их оправдать, обосновать. Обманы вместе с Иллюзиями мы называем «загрязнениями». Иллюзия автономии, следовательно, основывается на ошибочном представлении о том, что вся область B1 на схеме 10а есть «незагрязненное» и автономное Взрослое состояние Я. На самом же деле она содержит в себе значительную часть того, что принадлежит Родителю и Ребенку. Подлинная автономия предполагает признание реальных границ Взрослого (как она показана на схеме 10б, где заштрихованные области принадлежат другим состояниям Я).

Схемы 10д,б помогают в поисках меры автономии. Отношение площадей В2 и B1 мы называем «степенью автономии». Если B1 велика, а В2 мала, то степень автономии низка и велики иллюзии. Если B1 мала (но, все же больше, чем В2), а В2 велика (хотя и меньше, чем B1), значит, иллюзий мало и высока степень автономии.



Оглавление
Оглавление
Люди, которые играют в игры
Иллюстрации
Рукопожатие
Теория
ПРИНЦИПЫ ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА Структурный анализ
Еще немного о трансакционном анализе
Структурирование времени
Сценарии
Часть вторая. Родительское программирование СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА Жизненные планы
На сцене и в жизни
Мифы и волшебные сказки
Похищение Европы
Красная Шапочка (КШ)
Реакция «марсианина»
Сценарий Красной Шапочки
В ожидании Rigor mortis
Сценарий: в ожидании Rigor mortis
История Спящей Красавицы
Семейная драма
Судьба человека
ВЛИЯНИЕ ПРЕДКОВ Задолго до рождения
Возникновение новой жизни
Очередность рождений
Родовой сценарий
Имена и фамилии
РАЗВИТИЕ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ Влияния в раннем возрасте
Убеждения и решения
Позиции – местоимения
Победители и неудачники
Трехсторонние позиции
Позиции-предикаты
Отбор сценария
ПЛАСТИЧНЫЕ ГОДЫ
Думая «по-марсиански»
Маленький стряпчий
Сценарные элементы
СЦЕНАРНЫЙ АППАРАТ
Сценарный итог
Предписание
«Толчок»
«Электрод»
Заповедь
Родительские образцы
«Демон»
Разрешение
Внутреннее освобождение
Сценарное оборудование
Побуждения и разговоры
Победители
У всех ли есть сценарий?
Антисценарий
Резюме
ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ Сюжеты и герои
Излюбленная эмоция
Психологические «купоны»
Иллюзии
Игры
Личность-«персона»
Семейная культура
ЮНОСТЬ
Разговоры
Новые герои
Тотем
Новые чувства
Физические реакции
Сценарий и антисценарий
Образ мира
«Футболка с надписью»
«Никому нельзя верить»
ЗРЕЛОСТЬ И СТАРОСТЬ Зрелый возраст
Закладная
Игроки и наркоманы
Драматический треугольник
Ожидаемая продолжительность
Старость
Сцена смерти
Юмор висельника
Посмертная сцена
Надгробный камень
Завещание
Часть третья. Сценарий в действии ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ Победители, непобедители и неудачники
Сценарное время
Секс и сценарии
«Часовое» и «целевое» время
Некоторые типичные сценарии
Розовая Шапочка, или Бесприданница
Клинический анализ
Классификация
Сизиф, или «Начни сначала»
Анализ
Классификация
Маленькая мисс Бетки, или «Меня не испугаешь»
Анализ
Классификация
Старые бойцы не умирают, или «Кому я нужен?»
Анализ
Классификация
Победитель дракона, или «Папочка знает лучше»
Зигмунд, или «Если не выходит так, попробуем иначе»
Анализ
Классификация
Флоренс, или «Ясновидение»
Анализ
Классификация
Трагические сценарии
Золушка Происхождение Золушки
История Золушки
Взаимосвязанные сценарии
«Золушка» в реальной жизни
После бала
Волшебные сказки и реальные люди
Как возникает сценарий
Подвижное лицо
Подлинное Я
Обратная связь и «дожигание»
Маленький «мучитель»
«Бравый шизофреник»
Кукла «чревовещателя»
Еще немного о «демоне»
Подлинная личность
ПЕРЕДАЧА СЦЕНАРИЯ Сценарная матрица
Культурное наследование
Влияние прародителей
Эписценарий
Перемешивание элементов сценария
Резюме
Ответственность родителей
Часть четвертая. Научный подход к сценарной теории ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ТЕОРИИ СЦЕНАРИЕВ
Спиритуалистские возражения
Философские возражения
Рациональные возражения
Доктринальные возражения
Эмпирические возражения
Возражения с позиций психологии развития
Клиницистские возражения
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ Карта и местность
Сетка категорий
Сетка категорий
«Мягкие» и «твердые» данные
СЦЕНАРНЫЙ ВОПРОСНИК Определение сценария
Как проверить сценарий?
Сценарный вопросник
Терапевтический вопросник
Приложение. Так что же вы говорите после того, как сказали «здравствуйте»?
Все страницы