Шпаргалка 100 ответов по психологии - 14. Основные характеристики анализаторов

14. Основные характеристики анализаторов

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. Верхний порог- максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax) Интервал между Jo и Jmax носит название "диапазона чувствительности)..

2. Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (?J). Величина ?J пропорциональна интенсивности сигнала J; ?J/J = К – закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового – К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера) Е = klogJ + с.

5. Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения – способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tg ?/2 = h/2L, где ? – угловой размер объекта, h – линейный размер, Е – расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов. опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия – число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) – при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 – 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.



Оглавление
Оглавление
Шпаргалка 100 ответов по психологии
2. Отрасли психологии
3. Задачи и место психологии в системе наук
4. Основные исторические этапы развития психологической науки
5. Основы функции психики. Особенности психического отражения
6. Основные этапы развития психики
7. Структура психики человека
8. Психика и особенности строения мозга
9. Деятельность
10. Функции речи
11. Виды речевой деятельности и их особенности
12. Методы психологии
13. Понятие об ощущении и его физиологической основе
14. Основные характеристики анализаторов
15. Виды ощущений
16. Понятие о восприятии
17. Основные свойства восприятия
18. Нарушение восприятия
19. Общая характеристика внимания
20. Свойства внимания
21. Общие понятия о памяти
22. Виды памяти
23. Забывание
24. Развитие мышления в персоногенезе
25. Виды мышления
26. Мыслительный процесс
27. Операции мыслительной деятельности
28. Качества мышления и структура интеллекта
29. Оценка интеллекта
30. Способы активизации мышления
31. Расстройства мышления
32. Общая характеристика воображения
33. Виды воображения
34. Мысленный эксперимент
35. Сознание как высшая ступень развития психики
36. Взаимодействие сознания и подсознания
37. Психические состояния человека
38. Состояния сознания. Роль сна
39. Виды эмоциональных процессов и состояний
40. Теории эмоций
41. Физиологические механизмы стресса
42. Стресс и фрустрация
43. Воля как характеристика сознания
44. Структура волевого действия
45. Мотивация
46. Социальная среда и личность
47. Социализация личности
48. Периодизация развития личности
49. Типология неправильного воспитания
50. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
51. Жизненные кризисы
52. Самосознание
53. Социальная роль
54. Социальный статус. Систематизация социальных ролей
55. Ролевые и внутриличностные конфликты
56. Структура личности по Фрейду
57. Теория сексуального развития 3. Фрейда
58. Защитные механизмы (по Фрейду)
59. Бихевиоризм
60. Поведенческая концепция Б. Скиннера
61. Типология поведения по Макгвайру
62. Когнитивные теории личности
63. Иерархия потребностей А. Маслоу
64. Самоактуализация личности
65. Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга
66. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
67. Генетический подход Чампиона Тойча
68. Психологическая структура личности
69. Способности
70. Понятие о темпераменте и его физиологических основах
71. Типы темперамента и их психологические характеристики
72. Учет темперамента в деятельности
73. Конституционные и клинические типологии
74. Клинические типологии личности
75. Характер
76. Акцентуации характера
77. Невроз. Виды неврозов
78. Аутотренинг
79. Психосоциотипы
80. Сенсорная типология
81. Психогеометрическая типология
82. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
83. Психологический рост (по Адлеру)
84. Типы людей и
85. Жизненные сценарии в судьбе человека
86. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
87. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
88. Функции и структура общения
89. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
90. Виды общения
91. Трансационный анализ общения
92. Вербальные и невербальные средства общения
93. Общение как восприятие людьми друг друга
94. Методы психологического воздействия
95. Группы и коллективы
96. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
97. Лидерство
98. Стили управления
99. Эффективность руководства
100. Психологические требования к менеджеру
Все страницы