Теория риторики - Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика

Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика.

Этос, пафос и логос лучше объяснить, рассмотрев эти понятия в связи с поэтикой, грамматикой, стилистикой.

Традиционно считается, что риторика относится к ораторской прозе или к прозе документной, научной и др., а поэзия – к поэтическим произведениям. Считается, что поэтика и риторика образуются из разного эмпирического материала текстов, и поэтому они различны.

Действительно, эмпирический материал текстов, являющихся примерами и образцами для поэтики и риторики, различен. Аристотель показал, что важнейшими родами ораторской речи являются судебная, совещательная и показательная речь с их разным отношением ко времени предмета описания: совещательная – о будущем, судебная – о прошлом, а показательная – о связи прошлого с будущим. Роды поэзии иные. В поэтике Аристотеля родов поэзии тоже три: эпос, лирика и драма. Они различаются не отношением ко времени описываемых событий, а степенью украшенности: малой – эпос, средней – лирика и полной – драма. Под украшенностью понимается не словесный строй речи, а внешние по отношению к речи семиотические действия: костюм, музыкальное сопровождение, театр и все сюда относящееся, кроме речи.

Эта классификация действительно является индуктивным отвлечением от практики ораторской речи, с одной стороны, и художественной речью, с другой. Но Аристотель одновременно показал, что прозу и поэзию разделяют более глубокие принципы: задачей риторики является убеждение, а задачей поэзии – подражание. Аристотель не отнимает у поэзии назидательной стороны, но говорит, что поучительные свойства поэзии не стойки, что хотя и можно поучиться на поэтических текстах, но слушатель скоро забывает их вразумляющий эффект. Как видим, диалектика при этом сопоставлении не рассматривается.

Полезно сопоставить эти основные эмпирические качества. Поэзия: цель – подражание; роды – эпос, лирика, драма. Риторика: цель – убеждение; роды – совещательная, судебная, показательная (речь). В обоих случаях есть категории цели и есть разделение на роды. Несомненно, что цель как побудительный источник речи относится к категории пафоса, роды поэзии и прозы связаны с организацией собрания людей (театральное зрелище, народное собрание, праздник, суд), т.е. они есть проявление категории этоса в его разновидностях (различия в социальной организации речи). Что касается логоса, то есть общие и различные части. То, что относится к делению слогов, звуков, частей речи равно относится и к поэзии, и к прозе. Это же относится и к зачаткам категории стилистики. То, что разделяет поэзию и прозу – это категория общих мест в риторике и ее отсутствие в поэзии, но есть ссылки на мифологию и быт в сфере подражания – миметизм. Это значит, что у Аристотеля фактически отсутствует понятие логоса не только как общее понятие для поэзии и для прозы, но и в частных разновидностях для этих областей речи.

И к поэзии, и к прозе равно применимы категории - этос, пафос, логос, так как, исходя из этих понятий, развиты социальные понятия поэтики и риторики, и эти категории являются категориями речевой деятельности вообще и, следовательно, категориями риторики как учения о речи. Поэзия, как это дано у многих позднейших риторов, является разновидностью речи и, следовательно, подчиняется прежде всего общим законам риторики, а потом уже частным ее законам, т.е., в частности, применительно к поэзии. Сводить риторику к какому-либо частному виду речи – ораторике, гомилетике, научной прозе и др. – нельзя, так как это тоже разновидности речи. Отсюда можно определить поэтику как частную риторику художественной речи - речи, видоспецифической особенностью которой является миметизм.

Еще одной наукой о языке является стилистика. Роль стилистики состоит в соединении риторических и грамматических представлений о языке. Существуют риторическая и поэтическая стилистика, с одной стороны, и лингвистическая – с другой.

Стилистика – более широкая область наблюдений. Она относится к любым видам деятельности человека. Так, может быть стиль инженера, политика, архитектора, музыканта, стиль правления, стиль времени и т.п. При изучении фактов речи стилистика развила следующие категории: а) тропы и фигуры речи, которые обычно излагаются в риториках и поэтиках, назовем их исторической стилистикой; б) стилистические пометы в словарях, вроде: просторечие, возвышенное, специальное и др. подобное, назовем это лингвистической стилистикой; в) функциональная стилистика – учение о том, в каком виде словесности какие композиционные построения, какие лексические единицы и какие грамматические конструкции употреблены.

Эти три категории стилистики относятся именно к речевым действиям. В работах по литературоведению применяются категории, которые соединяют не только речь, но и другие виды деятельности. Например, говорят о готическом романе, литературе барокко, классицизме и модернизме в литературе и др.. Эти классификации относятся к стилю деятельности вообще, а не только к литературной деятельности.

Что касается стилистики речевой деятельности, то она, с одной стороны, противопоставляется и сопоставляется с поэтикой и риторикой, а с другой стороны - с грамматикой (лингвистикой). Назовем ее речевой стилистикой. Все виды речевой стилистики составляют единство, и каждый вид рассматривает стиль речевого действия или стиль высказывания со своей точки зрения. Композиция – существенный индивидуальный момент речевого действия, речевого поступка. Есть типы композиций, характеризующие вид словесности, например показательную речь или документ, но конкретный текст данного вида обычно придерживается типа композиции, но может и изменять отчасти этот тип, добавлять или опускать что-либо из типовой композиции.

Слова и выражения всегда стилистически определены. Их определение может быть дано либо по отношению к виду словесности: научное, специальное, церковное и т.п., либо по отношению к конкретному слову: нейтральное, возвышенное или по происхождению - например, церковнославянское, тюркское, латинское и т.п. Характеристики лексики по происхождению и употреблению пересекаются, и в каждом словаре есть своя система стилистических помет.

И риторическая стилистика, и лингвистика отличаются одним общим свойством. Они представляют собой инвариантные единицы, выделенные из разных речей, принадлежащих разным видам словесности, т.е. по методу образования эти единицы стиля речевых произведений такие же, как лингвистические единицы.

Пометы стилистического характера, даваемые в словарях, служат для выбора слов при построении данного высказывания. Выбор слов - не факультативная, а обязательная часть речевого поступка. Речевой поступок, речевое действие и выбор слов в нем отражают пафос, регулируются этосом, представляют собой логос. По методу использования это риторика. Композиционная сторона высказывания может быть типовой как лингвистический инвариант и быть элементом индивидуализации высказывания как вариант. Отношение варианта к инварианту есть отношение культурного образца с учетом образца (отсюда типовые письма в письмовниках, открытки со стандартными текстами и др.)

Это значит, что стилистика применяет грамматический метод наблюдения и описания ради риторического использования по законам речи. Стилистика составляет то, что соединяет и различает риторику и грамматику. Стилистика в отношении к грамматике объясняет риторике особенности подходов к речевому действию.

Стилистика не является обязательной составляющей любого высказывания. Например, человек, плохо владеющий языком, только что изучивший его грамматические основы, совершает речевое действие. Для того, чтобы оно состоялось, достаточно его намерения сообщить что-то и приблизительно правильно построить грамматически при соблюдении элементарных правил речевого поведения. Высказывание (речевое действие) будет не совсем верным, но все же состоится. Категории риторической стилистики (тропы и фигуры) представлены не во всяком высказывании, стилистические пометы ( лингвистика) могут быть неизвестны, а композиция высказывания (функциональная стилистика) может совпадать с грамматической формой предложения. Это же относится к детям, изучающим язык, и к лицам, плохо владеющим языком. Без логоса нет речи. Стиль же еще не логос.

Для красноречия, т.е. совершенной по форме и смыслу речи, ритор должен владеть грамматикой и речевой стилистикой. Иначе ритор будет, а красноречия не будет. Наша практика это показывает ежечасно и ежеминутно. Для того чтобы риторика была красноречива, риторов обучают сначала грамматике, а потом стилю. Но риторика в категориях этоса, пафоса и логоса не зависит от красноречия. Определения риторики как учения о красноречии по существу не верны. Они относятся только к привлекательной речи, прежде всего поэтической, но вовсе не к любой речи. Законы риторики и практика красноречивых риторов не одно и то же. Красноречивый человек нередко не умеет и не может решить конкретную задачу речевого действия.

Практика революционных ораторов, в частности отечественных, показывает, что действенную речь может сказать оратор некрасноречивый, на это же указывает и Цицерон в своих замечаниях об ораторах в диалогах по ораторскому искусству, ставя на первое место образованность и осведомленность как его основу.



Оглавление
Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы