Образ автора в гомилетике.
Гомилетика на русской почве – один из ведущих видов речи. Русская гомилетика – это прежде всего церковная проповедь, которая связана в одно целое с учебной речью. Русский законоучитель – это не только проповедник, но и учитель грамоты. Светский учитель появляется лишь в XVIII в.
Главные черты русского проповедника – церковный, иноческий костюм, аскетизм (умеренность в пище, отсутствие соли, сокращение сна, ношение вериг и др.). Но существует особая форма русской аскезы – культуросозидательная. Она состоит в том, что аскет находил необитаемое место, которое могло бы стать обитаемым и быть продуктивным культурообразующим центром. Он начинал обживать этот центр. Обживание местности состояло в ее расчистке, устройстве жилья и церкви, развитии ремесла, приводивших к образованию поселений, а иногда и городов, т.е. особенностью русской проповеди можно считать обживание места для других. Примером может служить житие Нила Столбенского или Сергия Радонежского.
Еще одной особенностью русского проповедника была его неподсудность и неподчиненность светским властям. Русский монах и священник подлежал только церковной юрисдикции.
Образ русского проповедника сочетался с представлением об истории цивилизованных земель – всей известной тогда ойкумены, вмещавшей разные народы, что отразилось в житийной литературе и богослужении. Это создало историчность сознания русской цивилизации и ее принципиально не ксенофобный характер, включая и уважение к иным религиям, и понятие широты пространства, охваченного цивилизациями, понимание того, что русская земля, есть часть цивилизации.