Теория риторики - Образ автора в массовой коммуникации

Образ автора в массовой коммуникации.

Образ автора в массовой коммуникации, как и в журналистике, прямо отождествляет себя с получателем массовой коммуникации (“мы работаем для вас”). Автор формирует свой образ так, как будто он служит всему обществу и каждому его члену в отдельности. Поэтому отождествление с получателем ассоциируется с сервильностью (“Мы даем вам информацию, которая вам нужна и вас интересует”) так, что вам удобно ее получать.

Этот отождествительный и сервильный образ относится к массовой информации, рекламе и информатике, в которых сознательно моделируется тип получателя и его действия по потреблению информации и эти механизмы и действия не скрываются.

Конкретные образы различаются, с одной стороны, по видам массовой коммуникации - реклама, массовая информация, информатика - и по стилю организаций создателей текстов, с другой.

Образ автора в рекламе, как правило, скрыт. Поэтому получатель рекламы различает ее виды (устная, печатная, через газету, ТВ и т.д.), но не различает стилистики рекламных агентств.

Образ автора в массовой информации, напротив, дан наиболее ярко художественной формой подачи программы, графическим оформлением, рубрикацией, составом материалов. Каждый орган массовой информации имеет “свое лицо”, являющееся проявлением его совокупного стиля. “Лицо” органа массовой информации всегда имеет две стороны – традиционную, т.е. воспроизводящую черты стиля в каждом выпуске, и избирательную, ориентированную на группу потребителей.

Образ автора в информатике складывается из игры-диалога с потребителем текстов информации – информационных программ. Каждая программа для оперирования ею требует обучения. Обучение ведется по печатному тексту и на опыте. Поэтому образ автора в информатике это как бы заманивание в пользование программой ради приобретения программы (см. схему).

Образ данной речи со стороны говорящего – это замысел речи, выраженный определенным стилем. Образ речи со стороны слушающего – это совокупность содержания, которое он улавливает. Оно вмещает в себя оценку личности говорящего, оценку содержания речи, оценку связи личности с содержанием.

Так, замысел речи для лектора должен уложиться в одно предложение – название, которое очертит общий объем содержания. Например, “теория города” рождает у слушающего какую-то картину исследования города как сложного образования: почва, растения, животные, строения, транспорт, связь, оборудование и т.д.

Для аудитории образ речи представляет смысловое единство, которое начинается от стиля речи и через средства композиции обращается к эмоциям и знаниям.

Раскрытие названия в тексте речи обязательно содержит индивидуальное отношение к предмету, субъективное, авторское. Чаще всего опытный оратор не делает прямого вывода, а заставляет это сделать слушателей, подведя их к выводу о результате выступления. Он представляет слушателям возможность самим закончить мысль, не называя ее прямо.

Образ речи развертывается, таким образом, в трех основных категориях: название, намек, содержащийся во всем тексте речи, выводы. Если эти три категории не представлены вместе, речь оценивается как примитивная и плоская, хотя и полезная. Исчезает проблемность, т.е. то качество содержания, которое заставляет слушателя мыслить, а не только запоминать.



Оглавление
Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы