Теория риторики - Образ автора в учебной речи

Образ автора в учебной речи.

Начиная с XVIII в. русское учительство делится по профессиональным направлениям учебных заведений:

1. Духовные семинарии.

2. Военные, морские и профессиональные учебные заведения (лицеи, институты, училища, корпуса, академии).

3. Университеты и гимназии – центры общего образования.

4. Частные образовательные учебные заведения (пансионы) и домашнее учительство.

Эти четыре направления дают каждый свой тип педагога, свой образ представителя учебной гомилектики. Такой тип образования можно назвать ранней профессиональной ориентацией. Ранняя профессиональная ориентация не столько в обучении, сколько в воспитании, когда педагог сам является представителем данной профессии.

В духовных семинариях преподают главным образом люди духовного звания. Институты, лицеи, корпуса, школы ориентированы составом руководства преподавателей на профессию: административную (лицеи), корпуса и школы – на военную и морскую, горную, транспортную, медицинскую, коммерческую. Университеты – на общее гуманитарное, философское и медицинское образование. Частные пансионы заняты воспитанием светских людей.

Образ преподавателя в России – это специалист, государственный служащий и педагог в одном лице.

В пореформенное время начинается развитие массовой начальной школы. Появляется тип сельского и городского учителя начальной светской школы (в отличие от батюшки – учителя грамоты и законоучителя). Возникает движение за создание моноязыковой русской школы. Этот тип учебной гомилектики дает педагога-народника. Человека либо антирелигиозного, либо сомневающегося и демократически настроенного, склонного, как показывает содержание учебников, к “сомнению в основах” общественной жизни.



Оглавление
Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы