Теория риторики - Поздравительная речь

Поздравительная речь.

Обучение красноречию традиционно начиналось с написания и произнесения хвалебных, торжественных праздничных речей. Это наиболее простой, но чрезвычайно важный для жизни любого общества вид речи. Праздники, семейные и государственные, различные торжества, связанные с началом или окончанием какого-то большого дела, знаменательной датой, требуют не только внешнего обряда и организации, но обязательного сопровождения речью в виде докладов, выступлений, тостов, а также написания писем, поздравительных открыток, телеграмм, адресов и т.д.

Поздравительная речь ставит целью восхваление какого-то лица, события и произносится в торжественных случаях. Эти случаи предоставляются нам во время государственных, производственных праздников. Понятно, что к государственным относятся все календарные праздники (как бы они не менялись), которые отмечаются и на работе, и дома; но есть и события на производстве, когда надо поздравить хорошего работника, подвести итоги сделанному, похвалить кого-то при вручении награды; наконец, нашу жизнь невозможно представить без праздников семейных (дней рождения, свадеб), приглашения гостей, похорон, поминок. Успех проведения всех этих “собраний” больше чем наполовину зависит от того, как люди будут контактировать друг с другом, какие слова найдут друг для друга.

Праздники сопровождаются и письменной поздравительной речью. Стандартный этикет используется, если поздравление официальное и неуместно выходить за традиционные рамки. Но если вы хотите развить ваши пожелания, то здесь мы сталкиваемся с правилами изобретения речи в мыслях и словах. А изобретение содержания и распространение его в словах и оборотах речи – первая часть риторики.

Развитие мысли может происходить, например, таким традиционным способом: дайте определение каждому из трех стандартных понятий, о которых вы говорите: “здоровье, успехи в работе и личном счастье”. Опишите или расскажите, что вы называете здоровьем: “долгие годы жизни? здоровье физическое или здоровье духовное? а, может быть, конкретные проявления здоровья – бодрый дух, хорошее самочувствие, настроение, занятия спортом, движение, разумный отдых” и другие “вторичные” идеи, связанные с “первичной” идеей – здоровьем.

Известные вопросы “кто? что? где? когда? почему? сколько? каким образом?” произошли из риторики. Они были и остаются частью ее общих мест – так назывались способы нахождения материала или доказательств в речи.

Ученики тренировались в составлении речей и сочинений по общим местам. Например, если тема “здоровье”, то ответьте, “что это такое?”. Допустим, что здоровье – это главное благо человека: ответьте на вопрос “Почему?”. Допустим, потому, что “здоровье и хорошее самочувствие дают максимальную возможность заниматься любимым делом”; какого здоровья вы желаете другим? И мы пишем, нередко стандартно: “крепкого, большого, сибирского”.

В современной обыденной речи мы сейчас ругаем “общие места”, называя так общеизвестные, банальные истины. И все-таки, рассуждая с позиций и требований риторики как науки о речи, мы продолжаем пользоваться общими местами как системой ценностных и логических категорий. Но мастерство ритора, владеющего искусством речи, требует представить эти ценности так, чтобы речь была небанальной, определения свежи, развитие мысли – интересно, а слова – выразительны.

То, что мы сказали о здоровье, распространите на пожелания успехов в работе. Каких конкретно успехов вы желаете? – Завершения большого труда, любви и уважения со стороны коллег, защиты проекта, а, может, справедливо желая кому-либо продвижения по службе, пожелать и повышения зарплаты. Ведь идея “зарплаты” связана с идеей “успехов в работе”. Но здесь нам в самый раз вспомнить Цицерона, который уже более двух тысяч лет назад сказал: “самое трудное в речи, как и в жизни, – это понять, что в каком случае уместно… Всегда и во всякой части речи, как и в жизни, следует соблюдать уместность по отношению и к предмету, о котором идет речь, и к лицам как говорящего, так и слушающего”.

И что еще важно: ничто не ценится так, как стиль. Стиль – это манера, характер речи, то, как каждый человек может представить себя в жизни. А представление о себе мы создаем прежде всего речью.

Стиль письма должен быть ясным, кратким, понятным, ориентированным на характер адресата. Создается стиль прежде всего выбором слов, нахождением таких обращений и выражений, которые уместны в данном случае.

“Поздравляю тебя со днем твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи…” И на следующий день: “Вчера были твои именины, сегодня твое рождение. Поздравляю тебя и себя, мой ангел…”. Это – Пушкин, поздравляющий свою жену Наталию Николаевну.

В качестве примера поздравительной речи, написанной в письменной стихотворной форме приведено “Послание 75-летнему К.И. Чуковскому от 70-летнего С. Маршака” (начало речи: указание адресата, жанра, обращение к юбиляру),

Чуковскому Корнею

Послание к юбилею.

Я очень сожалею,

Что все еще болею

И нынче не сумею

Прибыть на ассамблею,

На улицу Воровского,

Где чествуют Чуковского.

Далее, как и полагается в поздравительной речи, Маршак проходит мысленным взором все прошлое юбиляра:

Пять лет, шесть месяцев, три дня

Ты прожил в мире без меня,

А целых семь десятилетий

Мы вместе прожили на свете.

Затем Маршак мастерски нанизывает характеристики Чуковского – то, о чем надо говорить в похвале человеку:

Лукавый, ласковый и злой

Одних колол ты похвалой,

Другим готовил хлесткой бранью

Дорогу к новому изданью.

Ты строго Чарскую судил.

Но вот родился “Крокодил”,

Задорный, шумный, энергичный, -

Не фрукт изнеженный, тепличный.

И этот лютый крокодил

Всех ангелочков проглотил

В библиотеке детской нашей,

Где часто пахло манной кашей.

Как бы по законам риторики, доказаны положительные качества юбиляра, опровергнуты его противники. Послание близится к концу:

Привет мой дружеский прими!

Со всеми нашими детьми

Я кланяюсь тому, чья лира

Воспела звучно Мойдодыра.

С тобой справляют юбилей

И Айболит, и Бармалей,

И очень бойкая старуха

Под кличкой “Муха-Цокотуха”.

Наконец, пожелание – взгляд в будущее:

Пусть пригласительный билет

Тебе начислил много лет,

Но поздравляя с годовщиной

Тебе я дал бы, друг старинный,

Могу я дать тебе – прости –

От двух примерно до пяти…

Итак, будь счастлив и расти.



Оглавление
Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы