Теория риторики - Речевая эмоция

Речевая эмоция.

Оценка эмоционального содержания речи с точки зрения аудитории оказывается очень сложной, так как аудитория никогда не может однородно судить об эмоциональных впечатлениях, которые она получила от выступления. Они могут быть сиюминутными, быстро забываемыми, но могут и долго сохраняться. При этом длительность сохранения эмоционального впечатления не обязательно зависит от первоначальной силы эмоции.

Обычное заблуждение начинающего оратора – непонимание природы эмоциональности речи. Нередко оратор, разгоряченный собственной речью, говорит: “Как хорошо я прочитал лекцию, она была яркой и эмоциональной!” На самом деле горячился оратор, аудитория осталась холодной.

Эмоциональное состояние говорящего в принципе не может стать эмоциональным переживанием слушающего. Эмоционально насыщенной лекция бывает тогда, когда лектор сам, оставаясь внутренне спокойным, не только сумел, используя речевые средства, пробудить эмоции в аудитории, но и заставил чувствовать то, что было желательно по ходу речи, и поступать в соответствии с этими эмоциями.

Психологи обычно рассуждают о речевой эмоции как об одной из форм познавательной деятельности и как об одном из видов субъективного душевного переживания. Опыт эмоциональных переживаний формирует эмоциональную структуру личности.

Оратор должен приспособиться к тому или иному эмоциональному состоянию аудитории, учесть его и вызвать необходимые эмоции с помощью речи.

Давно замечено, что всякий вид духовной культуры обладает способностью вызывать не только мысли, но и эмоции. Например, живопись всегда вызывает у нас эмоции любопытства, музыка – эмоции красоты и единства людей, дизайн – эмоцию обладания и т.д.

Аристотель в “Поэтике” замечает, что главными базовыми эмоциями речи являются сострадание и страх. Страх – это та эмоция, которую мы получаем практически при любом высказывании, а сострадание – это эмоция, сопутствующая страху, так как несчастье, о котором говорится, обращено на другого человека.

Таким образом, базовые речевые эмоции относятся к разряду неприятных и трудных (отрицательных) эмоций. Именно поэтому люди, профессионально занятые речевой деятельностью, всегда подвержены риску, так как они постоянно испытывают отрицательные эмоции, присущие речи изначально.

В силу того, что присущая речи базовая эмоция отрицательна, мы нуждаемся в красноречии. Лучше всего нейтрализует отрицательные эмоции художественная речь, так как цель прозы, особенно деловой, состоит в том, чтобы заставить кого-то сделать что-то, а цель поэзии – услаждать и развлекать. В поэзии отрицательная эмоция сокращается и нейтрализуется. В прозе – всегда выходит на первый план.

Первой небазовой эмоцией является эмоция любви-ненависти Она вызывается самим фактом речевого контакта в виде членораздельной речи. Эмоция любви-ненависти называется фактической функцией речи. Чтобы добиться расположения человека, необходимо с ним говорить. Поскольку сами звуки членораздельной речи являются средством вызывать у слушающего чувства привязанности и любви, то усилить эту эмоцию можно красотой произношения, т.е. правильностью и чистотой речи, верной интонацией, привлекательностью тембра.

С помощью определенного выбора слов можно вызвать эмоции физиологического характера. Такие, например, как аппетит и отвращение к пище, жажду и удовлетворение жажды, боль и отсутствие боли и т.п.

Сложнее вызвать этическую эмоцию, состоящую в переживании чувства должного и чувства удовлетворения от исполненного замысла. Этическая эмоция возникает тогда, когда поступок, задуманный в речи, реализуется на деле. Именно тогда человек испытывает удовлетворение.

Пассивная словесная деятельность – слушание и чтение. В слушании и чтении происходит усвоение некоторого содержания. Сознательное или подневольное исполнение этого труда – восприятие речи – также рождает определенную этическую эмоцию, например чувство исполненного долга от хорошо усвоенной и понятной речи или неудовлетворения от невнимательно прослушанной и непонятной речи.

Аудитория всегда испытывает неудовлетворенность, когда высказанная мысль трудна для понимания, у нее возникает чувство неполноценности и недовольство оратором. Чтобы слушатели испытывали удовлетворение, их усилия по восприятию речи должны быть вознаграждены пониманием. При этом, если понимание дается слишком легко, аудитория недовольна, так как она приготовилась совершать большую работу. Если же усилия по восприятию речи соответствует тому, как это себе представляла аудитория, она испытывает удовлетворение от самого факта усвоенной речи.

Не менее важна эстетическая эмоция, вызываемая оценкой тех или иных явлений. Всякий отрезок речи, всякое предложение содержит не только высказывание, но и оценку мысли и предмета речи. Это происходит даже в том случае, когда речь специально делается так, чтобы избежать оценки. Например, когда составляется информационный реферат. Но и тогда сам выбор источников содержит скрытую оценку.

Еще один вид эмоций, вызываемых речью, – рациональная эмоция. Это самый сложный вид эмоции. Она воспитывается в людях с большим трудом. Рациональная эмоция возникает вследствие умения осуществлять логическую операцию в речи. Она вызывается оригинальным и полезным ходом мысли, простотой и эффективностью предложенных решений. Рациональная эмоция возникает в связи со знанием предмета речи. Так, неграмотный, но мудрый старик испытывает глубокое удовлетворение от ловкого использования пословиц, математик – от экономно доказанной теоремы, коммерсант – от хорошо задуманной и осуществленной торговой операции и т.п.

Фактическая (любовь-ненависть), физиологическая, этическая, эстетическая, рациональная эмоции различаются в речи потому, что каждый из этих видов эмоциональных переживаний вызывается своими речевыми средствами.

Пять видов эмоций (со 2 по 6) сочетаются с базовыми эмоциями страха и сострадания (1). Искусство красноречия состоит прежде всего в том, чтобы оратор вызвал у аудитории разного рода эмоции, сочетая их, заставил тем самым слушателей переживать различные эмоциональные состояния.



Оглавление
Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы