Теория риторики - Теория ораторского искусства Аристотеля

Теория ораторского искусства Аристотеля.

Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Известны трактаты Аристотеля по логике (“Органон”, “Апалитики”), физике (“Физика”), биологии (“История животных”), философии (“Метафизика”), этике (“Никомахова этика”, посвященная сыну), политике (“Политика”). В области филологии известны два сочинения Аристотеля “Поэтика” и “Риторика”, заложившие основы европейского понимания литературного творчества и художественной речи. Аристотелева “Риторика” была традиционным классическим руководством по существу для всех европейских школ риторики. Она состоит из трех книг: первая книга посвящена общим вопросам риторики (сущность риторики как искусства убеждения, роды речей, топика, или система общих мест); вторая книга посвящена учению о страстях, где представлена основа риторического доказательства с разбором каждой “страсти” (гнев – милость, любовь – ненависть, страх – надежда, ревность – чувство соревнования); третья книга содержит учение о стиле с разбором видов тропов и фигур, а также частей композиции речи. В “Риторике” Аристотеля впервые разобраны все составляющие речевого общения (замысел и содержание речи, образ оратора, эмоция, композиция, стиль).

В качестве обязательных структурных частей речи Аристотель называет предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ – изложение фактов, доказательства, заключение. Свои рассуждения он подтверждает ссылками на классических ораторов, гомеровский эпос, на трагиков. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальнейшее развитие теории красноречия.

В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей риторики как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности:

1) нахождение материала для речи;

2) расположение найденного материала;

3) словесное выражение – работа над языковой формой для того, чтобы речь отвечала важнейшим коммуникативным требованиям - точности, ясности, уместности, “пышности”;

4) запоминание (мнемоника);

5) произнесение речи.

Находки, советы, рекомендации и положения древнегреческой риторики сохранили свое значение и в настоящее время; они представляют не только историко-культурный, но и практический интерес в деле обучения ораторскому мастерству, в его совершенствовании.

Римское ораторское искусство было связано прежде всего с практическими сторонами жизни, с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме.

Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек (Слепой). Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в 70-х гг. до н. э. Известен как выдающийся оратор и государственный деятель полководец Марк Порций Катон (II в. до н. э.). К его содержательным речам эпиграфом можно поставить им же сказанные слова, обращенные к молодому оратору: “Придерживайся сути дела, слова найдутся”. Прекрасными ораторами были братья Гракхи, Гай и Тиберий.

Роль публичного слова в Риме особенно возрастает на рубеже II и I вв. до н. э. в связи с обострившейся политической борьбой, которая приводит к гражданской войне. В это время знаменитыми политическими выступлениями прославились Марк Антоний, Лициний Красс, Квинт Гортензий.

Достижения римской теории красноречия были обобщены в анонимной “Риторике к Гереннию” (около 89 г. до н. э.). Она была ориентирована на практику, содержала рекомендации по композиции речи (указывалось на целесообразность шести частей в структуре публичного выступления: вступление, изложение, разделение, обоснование, опровержение, заключение), технике речи (о “крепости” и гибкости голоса, о приспособлении тона речи к ситуации высказывания), по запоминанию текста выступления (основой мнемоники были ассоциативно-образные приемы), словесному выражению мысли (подбор слов определялся такими критериями, как правильность, ясность, умеренность и красота).

Самым ярким и известным римским оратором признан Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.)



Оглавление
Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы