Теория риторики - Устная, письменная и печатная речь

Устная, письменная и печатная речь.

Содружества людей определяются в своих границах возможностями общения. Таким образом, содружества людей зависят от возможностей общения, а возможности общения зависят от фактуры речи, с одной стороны, и от общественно установленных правил пользования речи, с другой.

Устная речь предполагает два класса речедеятелей: говорящие и слушающие. Каждый говорящий может быть слушающим и наоборот. Поэтому устная речь, особенно дописьменная, предполагает языковое единство общества. Устная речь в ее дописьменно-литературном состоянии делится на молву, фольклор и устный диалог.

Известно, что фольклор, благодаря несовершенству человеческой памяти и несовершенству воспроизведения, постоянно изменяется. Эти изменения в разных частях большого племени, при отсутствии связей между частями этого племени, приводят к тому, что фольклор утрачивает единство и вместо одного племени образуются два или более племен, различающихся фольклором и, следовательно, формами языка. Это временные границы устного языка.

Пространственное расширение племени приводит к сокращению внутриплеменных языковых связей. Благодаря этому единство фольклорных текстов не может быть удержано. Формируются две или несколько фольклорных общностей со своей культурой и из единого племени образуются два и более родственных племен. Это пространственные границы языка.

По некоторым данным этнографии, пределом количества населения племени является один миллион человек. За этим пределом происходит разрушение племени, так как нельзя поддержать интенсивное общение и единство фольклора. Пределом территории является ее протяженность 2-3 тысячи километров, когда становится невозможным при гужевом транспорте (лошади, собаки) поддерживать интенсивное общение.

Лингвистика насчитывает 3-5 тысячи языков и на один-два порядка больше диалектов. Эти числа показывают меру дифференцированности человечества в условиях использования только устной речи и т.д. Отсюда закон территории: устная речь в дописьменном состоянии образует территориальное деление общества.

Закон территории объясняет тип территориальных претензий. И в современном обществе устное речевое общение предполагает претензию на территорию, где распространен данный язык, на племенное в историческом аспекте владение землей.

Отношения между языками понимаются как отношения людей, занимающих некоторую исконную территорию обитания, и как перемещения племен по территории – переселения народов.

Письменная речь основана на использовании материалов письма, отличающихся тем, что они сохраняют знаки языка неопределенно долгое время. Поэтому может быть временной разрыв между созданием речи и ее получением. В этом временном разрыве возможно перемещение произведения словесности в пространстве.

Это меняет информационное качество письменной речи по сравнению с устной. В письменной речи материал письма – камень, кожа, кора, листья деревьев, бумага и др. – не является производным от информационной деятельности человека. Он требует изготовления или хотя бы предварительной подготовки по определенной технологии, которая обладает своими информационными качествами. Представление одного лишь материала уже информационно значимо. Получатель материала заранее знает тип содержания. Если предъявляется грифельная доска или цера, то получатель знает, что надпись не имеет культурного назначения, не будет храниться. Если же предъявляется пергамент, то надпись предполагает на нем либо длительное, либо вечное хранение.

Таким образом, письменная речь обладает, по меньшей мере, двумя слоями смысла – различением временного и вечного смыслов в материалах письма и различением содержания конкретного сообщения.

Благодаря письменной речи люди могут общаться на расстоянии. Они могут никогда не встречаться друг с другом и, тем не менее, входить в одно языковое общество.

Поэтому обучение письму и чтению становится границей обществ, охваченных письменностью. Педагоги как особый класс речедеятелей обеспечивают развитие письменной речи на тех языках, где создана письменность и литература.

Формируются институты письменной речи: почта, канцелярия, библиотека, школа. Почта преодолевает расстояние, архив – время, библиотека – собрание истории общественной мысли. Все вместе образует оборот письменных текстов, который делает сложным структуру общества. Общество, охваченное письменной речью, в свою очередь подразделяются на:

грамотных людей, прошедших школьное обучение, владеющих искусством письма и чтения, и неграмотных, не владеющих письменной речью;

педагогов и обучаемых. Педагоги, естественно, относятся к грамотным людям.

В классе грамотных выделяются люди интеллектуальных занятий. Это - торговцы, финансисты, управленцы, ученые, включая религиозных деятелей и поэтов, актеров, а также информационных работников и изобретателей.

Отсюда закон социального деления речедеятелей:

1. Письменная речь делит речедеятелей вне зависимости от территории на три основных класса: людей умственного труда, информационных работников и педагогов.

2. Внутри каждого класса образуется профессиональное разделение речевого труда.

3. Социальное деление речедеятелей пересекается с территориальным делением и охватывает его, образуя разнообразное сообщество людей, – цивилизацию.

Скрещение социального и территориального деления вызывает необходимость государственного управления. Государственное управление распространяет устный литературный язык, охватывая им родовые и племенные языки, с одной стороны, и развивает профессиональное разделение речедеятелей – работников умственного труда, с другой.

Появление книжной печати и печатание подвижным шрифтом порождает развитие сочинений, но не касается обмена письмами, создания документов. Развитие сочинений углубляет смыслы письменных текстов, обращенных из прошлого в будущее. Как видно из классификации произведений словесности в теории словесности книгопечатание, сохранив рукописное наследие, развивает новые специализированные виды литературы: научную, художественную, журнальную. Специализированные виды литературы оказывают на общество и его структуру определенное влияние.

Это влияние состоит в том, что развивается информационная структура внутри общества; ученые, информационные работники, изобретатели выстраивают новую структуру, связанную с книгоиздательским производством и распределением книги. Став товаром, речь захватывает через торговлю финансистов и управленцев. В обществе появляется новая структура, новые классы людей по отношению к речи.

Эта новая социальная структура видоизменяет массовые предпочтения (стремление к новизне) и делает речевой труд частью результатов труда. Самым важным в этом процессе является продвижение печатной продукции в сторону класса неграмотных, так как класс неграмотных есть резерв рыночных продаж печатной продукции. Поэтому начинается работа над литературными языками с целью расширения рынка.

Втягивание неграмотных в класс грамотных и приобщение их к печатной книге и газете возрождает интерес к гражданской устной речи. Гражданская устная речь выгодна обывателю, так как позволяет ему поставить под контроль управленцев, работающих главным образом с документами. Обыватель начинает участвовать в управлении, но письменная речь по-прежнему охватывает большие массивы людей. Впоследствии это приводит к выборной власти.



Оглавление
Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы