Профессиональная переориентация
Необходимость в профессиональной переориентации возникает в связи с разочарованием в профессии или в связи с изменениями в содержании труда, следующего за обновлением техники и технологии, а также различного рода естественными изменениями физических возможностей человека.
На ход профессиональной переориентации, на безболезненность этого процесса оказывают влияние следующие факторы:
- уровень творческих компонентов в новом виде деятельности;
- уровень сложности обучения новой профессии;
- ее связь с последующим заработком и положением в коллективе;
- привязанность и удовлетворенность коллективом;
- отношения с руководством коллектива;
- условия труда, свойственные будущей профессии.
Наибольшие затруднения при переориентации связаны с двумя обстоятельствами: содержанием труда и удовлетворенностью коллективом.
Профессиональная ориентация и переориентация могут быть результатив-ными лишь в том случае, когда их содержание и формы отвечают как основным целям этой работы, так и индивидуально-психологическим особенностям молодых людей, опираются на всестороннее изучение личности каждого юноши и девушки, строятся с учетом закономерной последовательности этапов развития их личности. Профориентация на производственные специальности должна исходить из многих характеристик молодежи: возрастных особенностей, специфики семейного воспитания, содержания практического опыта и условий жизни, своеобразия интересов и наклонностей, свойств темперамента и черт характера, устойчивых проявлений психического состояния, уровня физической подготовленности, доминирующих отношений к различным видам учебной деятельности.